бетховен банер 1  
Книга о кошках, Стефано Сальвиати «100 легендарных кошек».
Сокращённый вариант. Год выпуска: 2008

Содержание книги — Жми тут.

Муза искусств и словесности.

Натурщик итальянского возрождения.

Во многих значительных работах Якопо Бассано ( 1510 – 1592 ), одного из мастеров итальянского картина с котомРенессанса, фигурирует, без сомнения, один и тот же кот. От картины «Ужин в Эммаусе» до «Тайной вечере» художник вводил в создаваемые им сцены уникального натурщика – крупного кота, чья беловатая шёрстка на больших ушах и солидном крупе украшена светло-коричневыми пятнами. Как это не удивительно, до нас дошла кличка кота-компаньона – Менегето.
Среди венецианских художников кошек любил не только Бассано, но также Тинторетто и Веронезе. Но в отличие от них Бассано избирал местом действия для своих героев не Венецию, а сельские просторы Венето, и поэтому странно встречать в его религиозных композициях такое сугубо домашнее животное, как кошка.
Менегето совсем не похож на грациозного спутника венецианской дамы; он – сельский кот, характер которого подозрительный, властный, и даже несколько «стервозный» — эти

кот на картине бессано
кот на картине бессано

качества его хозяин хорошо передал в своих картинах. Менегето не кажется спокойным котом: он всегда в движении, иногда наполовину выходит из «кадра»! Да, видимо, держать «позу» ему не очень-то нравилось, даже когда он достиг преклонного возраста – шестнадцати лет!
Менегето жил во времена, когда на домашних животных не обращали внимания. На картинах Бассано кот поражает беззаботной небрежностью и взглядом, который можно было бы определить как критический и искушённый, если бы речь шла о человеке. Может быть, это действительно инструмент авторского высказывания и художник хотел сам предстать в образе своего любимого кота?

авито банер 600 на 337 1
Друг семьи.

В XVII веке кошку по-настоящему не воспринимали как полностью домашнее животное. А,

кот у котла
кот у котла

особенно в деревнях, где почти все крестьяне верили в магическую связь кошек с самим дьяволом. Тем более поразительным кажется её присутствие в сценах сельской жизни на семи картинах, написанных тремя братьями Ленен. (1593-1648)
Об этих уроженцах Лана почти не чего не известно. Они появились в городе Париже уже оформившимися художниками и изображали жизнь крестьян не в карикатурной манере, как было принято в те времена среди художников, а сообщали своим композициям гордое и благородное достоинство. И в этом плане очень показательна их самая известная картина «Крестьянское семейство в интерьере». Серьёзности персонажей соответствует спокойствие домашних животных – собачки с мягким взглядом и белой с чёрными пятнами кошки, которые дожидаются, скорее всего, остатков супа, который явно находится в горшке, стоящем на полу.
А, спокойная поза кота, не говорит о какой – либо суете: отсюда можно сделать вывод, что его не плохо кормят в данной семье. По этому коту сразу понятно, что он не выживает за счёт ловли мышей и крыс. Ясно, что его в этой семье не обижают и отлично кормят! И тут возникает вопрос, а чьего же кота изобразили братья в своей картине?

готовый банер наш
Портрет неизвестного кота.

К числу загадок в истории живописи, которую многие хотели бы разгадать, принадлежит

отдыхающая белая кошка
отдыхающая белая кошка

великолепная картина «Отдыхающая белая кошка», приписываемая Теодору Жерико (1791-1824). На самом деле не известно, написан ли этот портрет руанским художником, который обессмертил своё имя картиной, наделавшей много шуму в своё время – Плот «Медузы».
Жерико, как известно, был более склонен к изображению батальных сцен. Трагедия всегда была сутью его образов, являясь отправной точкой этого гения романтизма.
Поэтому можно только удивляться тому не обычному обстоятельству, что художник Жерико посветил одну из своих картин обыкновенной кошке. Художник с удовольствием изображал лошадей, проявляя подлинную любовь к этим животным, из-за чего, собственно, и нашёл свою преждевременную смерть, упав с лошади. Но с какой, вдруг, стати кошка? В живописи XIX века это домашнее животное редко изображалось в одиночестве; если Жерико действительно его написал, то остается только задаться вопросом, увы, напрасным: почему он обратился к такому странному для него сюжету? Одно ясно: живописный строй полотна, с мощным противопоставлением тени и света , просто великолепен, ровно, как и живописно, и точно переданная поза; кисть воспроизводит шёрстку так, что её хочется приласкать и погладить, если бы не величественная, как у льва, постановка головы и полуприкрытые глаза: кошка явно доверяла тому, кто решил обессмертить её магией своей кисти. Чьим же был этот великолепный образчик кошачьих? Легендарные коты порой отказываются открывать нам свои тайны!

мальчик с кошками
мальчик с кошками
Яркий образ искушения.

Испанский художник Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1788) в 1788 году написал портрет юного мальчика, Осорио Манрике де Цуниги. И как тогда требовали традиции высшего света, он окружил его различными животными. Оригинальность данного полотна заключена не только в мастерском сочетание зелёных и красных цветов одежды ребёнка и находящейся рядом с ним клетки. Нет, оригинальность в животных окружающих мальчика, в их не обычном и можно сказать рискованном соседстве.
Размещая вместе, как говорится, на одном поле, трёх котов, сороку и птиц в клетке, Гойя сильно рисковал бы, получить в место спокойно сидящих натурщиков кровавую бойню. По этому думается, что мастер работал скорее всего по памяти.
Оригинальное решение цветовой гаммы в углу где располагаются коты: на первый план выведены тигровый и чёрно-белый цвет, а в глубине царствует полностью чёрный цвет. Три кота, с вожделением смотрят на сороку перед их носом. Но, однако, в их взглядах нет кровожадности, только любопытство, внимание и может чуточку напряжённости. В их глазах нет агрессии хищника, одно любопытство.
Ну, а ребёнок, он не понимает, что его сороке грозит реальная опасность? Но, нет, его взгляд наполнен чистотой и невинностью…
Художник в последствии ещё не раз обратится за помощью к своему натурщику — коту. На многих листах «Капричос» Гойя изобразит животное без намёков: кот изображен на них верным спутником ведьм и всякой нечисти на их шабаше, внушающим тревогу невольным свидетелем их дьявольских забав.

кот и птица Пикассо
кот и птица Пикассо
Кот Пабло Пикассо.

Пабло Пикассо (1881-1973), очень часто изображал на своих полотнах различных животных. Очень показательным в этом плане является бестиарий Герники, где художник изобразил чудище минотавра, в эротичной форме, а так же участников кровавой корриды, быков и лошадей.
Пикассо иллюстрировал в 1937 году «Естественную историю» Бюффона, но в отличие от учёного XVIII века (описание тут), он не испытывал неприязни и страха перед кошачьим семейством. Художник явно отдавал предпочтение простым, бродячим кошкам, чем домашним изнеженным любимчикам. Как говорил сам Пикассо: «Я хочу сделать кота именно таким, как те, что перебегают улицу, а не те, что сидят в домах. Между ними нет ни чего общего. У кота из предместий шерсть стоит торчком. Он бежит словно дьявол, а если взглянет на тебя, то, кажется, что он сейчас вцепится тебе в лицо!» Но, однако, он запечатлел несколько любимцев своих друзей и знакомых. Например, в 1964 году, художник написал несколько портретов, конечно в своей манере, чёрного кота своей знакомой Жаклин. А в 1939 году из под кисти Пикассо вышло полотно, аллегорически отображающее ужас и кровь гражданской войны, которая в те годы рвала Испанию. Правда удивляет то, что при своей любви к кошкам, он всё же выбрал кота, чтобы показать всему миру убийство демократии военной хунтой.
Изображения на картинах Пабло Пикассо не отличаются реалистичностью, да это его никогда и не интересовало. Его рисунки — это набор линий, знаков и пятен. А кошки изображённые на полотне — это тотем, будоражащий сознание, который несётся по миру с оскаленной пастью и выпущенными когтями, готовый рвать и убивать, ради своей свободы и выживания.

Человек-кот среди котов.
кот и девушка
кот и девушка

В 1935 году Бальтюс написал автопортрет, изобразив рядом с собой кота, который трётся о его ногу. Он назвал свою работу «Король кошек» и этим прозвищем охотно себя именовал. Позировавшего для картины кота звали Устрашающий, и он вёл себя агрессивно со всеми, кроме своего хозяина, ибо художник обладал даром приучать кошачье племя.
Бальзар Клоссовски де Рола (1908-2001), псевдоним – Бальтюс, поляк по происхождению, родился в семье художников и проявил спосоюность к живописи в девятилетнем возрасте. Определяющую роль в его раннем становлении сыграл кот по кличке Мицу, которого Бальюс нашёл и принёс домой. Кот стал его драгоценным другом, сторожившим каждый его шаг. И когда Мицу пропал, ребёнок был в таком отчаянии, что почувствовал потребность запечатлеть все эпизоды этой драмы, начинавшейся любовью и счастьем. Поэт Райнер Мария Рильке, друг семьи Клоссовских, был совершенно покорён четырнадцатью иллюстрациями, исполненными столь юным художником, что написал к ним прочувственное предисловие.
В Лувре и в Италии Бальтюс постигал искусство великих мастеров и параллельно рисовал молодых девушек и кошек. Хотя художник не забывал Мицу, у него жили и другие кошки – в Шасси, затем на вилле Медичи и, наконец, в Руссиньере, в Швейцарии. Беспородные, шартё и сиамские (в последние годы жизни художник завёл Мицу II) – Бальбюс любил их всех. Несомненно, их присутствие было необходимой составляющей для его вдохновения: в этих животных, некогда диких и независимых, но таящих скрытую нежность, он будто обретал самого себя…

Кошачья сущность.

У Леонор Фини (1908-1996) женская и кошачья сущность приобрели совершенное равновесие. Кого в ней было больше женщины или кошки? Художница определённо склонялась в пользу второй ипостаси. В ней всё было кошачьим: глаза, макияж, походка, изящество, певучие интонации, обольстительность, вспышки гнева и верность чувств. Не говоря уже об её творчестве,

кошки леонор
кошки леонор

в котором она уделила столько места тем, кого называла «эти маленькие ангелы, которые помогают мне жить»!
Первого питомца Леонор Фини звали Чоччи. Этот большой белый кот с одним-единственным чёрным пятном был спутником Леонор в детстве, когда она жила в Триесте. На протяжении всей своей жизни художница держала у себя много кошек, но Чоччи занимал в её памяти совершенно особое место, и нет сомнения, что он-то и определил её страсть к этим животным.
Леонор с самого начала была близка к сюрреализму, утвердив свою собственную живописную вселенную, населённую юными сфинксами и кошками. В Париже она жила в просторной квартире поблизости от площади Виктуар. Кошки там царили безраздельно: они следили взглядом за появившимися в доме посетителями, лежали на всех диванах и креслах, погружённые в глубокую медитацию. Порой художницу окружали два десятка созданий различных пород, с разной шёрсткой и окрасом, ибо Леонор держала под рукой целый ассортимент всевозможных сокровищ для кошачьего племени. Она жила с ними в полном согласии, спала, играла и рисовала в их компании. Её сны были населены кошачьими грёзами, которые она переводила в рассказы, вроде «Мурмур, сказка для мохнатых детишек».
Леонор Фини довала своим кошкам оригинальные клички. Среди её сокровищ мы находим Белинду, Киру, Ринфиньину, Муфти, Мински, Мяу, Негрину и ещё много других. Художница устраивала кошкам прогулки в лимузине, проводила с ними дачные сезоны на берегах Луары или на Корсике, изобретая маски и костюмы для тайных празднеств. Работая под бдительным оком своих спутниц над загадочными полотнами, где главными героями тоже были кошки; самыми знаменитыми стали, конечно, картины «После полудня в воскресенье и Коронование блаженной кошки».
Перед кончиной Леонор Фини потребовала от своих наследников, чтоб они не продавали её квартиру до тех пор, пока последняя из многочисленных её кошек не умрёт своей смертью. Так они и продолжали вести своё смиренное житьё-бытьё в тех самых стенах, где были так счастливы с той, что сумела обессмертить их своей кистью.

«100 легендарных кошек».

 Читать на стр. 1..2..3 ..4..5..6..назад  вперёд..8..9..10..11..содержание книги.

Перейти на главную.