Книга о кошках, Стефано Сальвиати «100 легендарных кошек».
Сокращённый вариант. Год выпуска: 2008
Содержание книги — Жми тут.
Живая легенда.
Уж если какое – то животное и заслуживает звания «живая легенда», то это, конечно, домашняя кошка. Более приспособленная к жизни в городе, чем её соперница – собака, кошка выступает царицей в семейном кругу, притягивает детей и взрослых, доставляет радость пожилым людям. Её проделкам и находкам, её неистощимому умению вызывать у нас улыбку можно только поражаться! Может быть, именно из-за этого дара мы склонны наделять кошку индивидуальностью, окутанной легендами?
Начать хотя бы с её появления на земле. Происхождение кошки всегда давало пищу многочисленным домыслам. В действительности домашняя кошка относится к большому семейству кошачьих, появившемуся на планете в третичный период. Домашние кошки вышли из плотоядных млекопитающих — мианицидов, живших 50-60 миллионов лет назад, а 8 — 12 миллионов лет назад появились первые дикие кошки.
Параллельно с распространением больших кошек – львов, тигров, ягуаров – малые кошки тоже заселяли Африку, Европу и Азию. Существует большое разнообразие кошачьих, но домашняя кошка произошла от вида Felis ornata – степная кошка. О происхождении кошек, подробнее – тут.
Где и когда была одомашнена кошка? Скорее всего, мелкие кошачьи начали приближаться к человеку с переходом его на оседлый образ жизни в эпоху неолита. Это были «дикие посетители» приходившие к человеческому жилью в надежде найти там какую-нибудь пищу.
Самые древние фрагменты кошачьих скелетов были найдены археологами в палестинском поселении Иерихон и датируются 6700 гг. до н. э. А самая древняя статуэтка, изображающая кошку, была найдена тоже в Палестине, в селении Лашиш. Статуэтка изготовлена из слоновой кости и изображает спящего кота. Дотируется 1700 гг. до н. э..
Факт одомашнивания кошек доказывает большие адаптационные способности этого животного. Зоологи определили, что в процессе тысячелетий одомашнивания, у кошек произошло изменение окраса и формы пятен на шерсти, а объём черепа немного уменьшился. Эволюционировал и кишечник, обеспечив лучшее переваривание пищи, предоставляемой теперь человеком.
За несколько веков кошки поднялись от статуса просто полезных животных до ранга друзей. Посмотрите на них! Прогресс и суета современной эпохи, кажется, вполне их устраивает: людская толчея, включенный телевизор, комфорт центрального отопления и мягких кресел, передвижение в автомобиле, извлечение из коробок кошачьего питания…и кошки даже столь хитры, что прекрасно знают и о богатствах, таящихся в холодильнике, а некоторые способны открывать его умелой лапкой!
Кошки всегда давали стимул человеческому воображению. Писатели, музыканты, поэты использовали в своих произведениях образ кошки.
А когда же родилась традиция сочинять легенды о кошках? Статус божества в Древнем Египте сразу окутал кошку покровом тайны, призванным рождать мифы, легенды и верования. Это животное, способное смотреть на солнце, не зажмуриваясь, и видеть в темноте, могло быть только божеством, живущим на Земле. Вокруг кошки складывалась поистине золотая легенда. Однако христианство проявило нетерпимость к этому божеству, связанному с изгнанными верованиями: на протяжении Средних веков насаждается легенда о чёрном коте – извечном спутнике колдунов, ведьм и пособнике Сатаны, так что понадобилось много веков, прежде чем это животное облачилось в новый, более привлекательный костюм, скроенный Шарлем Перро, увековечивший Кота в сапогах.
В последствии романтики сделали кошку своей музой. И сейчас, благодаря возрастающему числу поклонников, кошки пробираются на своих бархатных лапках куда угодно: на подиумы выставок, страницы книг, киноэкраны и театральные подмостки. Про них пишут рассказы, снимают фильмы и мультфильмы, интернет пестрит видео роликами и весёлыми аудио рассказами о кошках, котах и котятах. Звёзды рекламы, они способны продать любой товар.
Во все времена кошки были столь же необходимыми, сколь и притягательными, так что они по праву оказались достойными того, чтоб войти в легенду, и история сохранила память о множестве таких персонажей…..
Мифы и легенды.
1 Часть. Боги и маги.
Оберегающее божество в Древнем Египте.
Появление кошки в Египте и её одомашнивании, произошедшее около двух с половиной тысяч лет до н. э., привело к настоящей революции в египетском пантеоне и утверждению культа богини Бастет (Баст). При ХII династии ей была отведена главная роль в обеспечении царей пищей, защите детей фараона, позже она стала богиней музыки, танца и материнства. Последнее качество на прямую связанно с наблюдением за этим животным: жрецы не могли не отметить удивительную плодовитость кошки, а так же и то, как легко она разрешалась от бремени, как распределяла пищу между котятами, давая им наполненные молоком сосцы, и заботливо пестовала их. Богиня Бастет запечатлена в камне, бронзе и даже золоте; её изображали в виде сидящей кошки, с кольцом в ухе, либо как стоящую женскую фигуру с головой кошки и тремя атрибутами – систром, эгидой и корзинкой акушерок; «кошка» внимательно наблюдает за своим приплодом.
Бастет – покровительнице беременных женщин и нянек, ухаживающих за детьми, приписывали способность оберегать их от укусов скорпионов, изгонять болезни и эпидемии, так она стала богиней врачей и волшебников. Силуэт богини – кошки появляется на палочках магов, систрах и футлярах карандашей для бровей. Дети носят на шее амулеты с изображением Баст или даже имеют соответствующие татуировки. Имя богини вплетается в имена детей, которых она берёт под свою защиту: Чет-Бастет-Перес, Нес-Бастет, Джед-Бастет-Юэф-Анх – вот лишь несколько имён обнаруженных в записях на папирусах. Нужно ли говорить, что за причинение вреда кошке следовало строгое наказание. Убийство кошки, даже случайное каралось смертной казнью. За кошками жившими в храме, отдельно ухаживали специальные жрецы. Их даже кормили рыбой из специально вырытых для этих целей прудов, и не кто не смел, питаться этой рыбой кроме пушистых богинь. В каждой египетской семье была кошка, и если случался пожар, то её выносили из огня вперёд детей. Ну а когда божественный питомец умирал, семья надевала траурные одежды, мумифицировали кошку и с великими почестями хоронили.
Мифология должна была отобразить факт рождения Бастет, что и передаёт религиозный текст под названием «Миф о Солнечном Оке» (примерно 1500 гг. до н. э.).
В нём говорится, что верховный бог Ра, устав от раздоров и споров, которые устраивали меж собой египтяне, послал на землю одну из своих дочерей, Солнечное Око. В Нубийской пустыне она приняла образ кровожадной львицы, первое воплощение могучей Сехмет, богини – львицы. Опьянев от крови, она принялась истреблять род людской, вместо того чтобы устанавливать мир и согласие. Тогда Ра послал на землю бога войны Онуриса, который превратил жестокую львицу в ласковую кошку. Так появилась Бастет. Этот миф мог соответствовать природной реальности – факту исчезновения львов с территории Египта и появлению кошек. Но речь идёт также и о двойной метафоре: во-первых, природной, связанной с Нилом, который в верхнем течении имеет опасные пороги, а в нижнем успокаивается; во-вторых, политический, поскольку произошло перемещение центральной власти из Верхнего в Нижний Египет. К 950 гг. до н. э. Бастет заняла место главной богини в египетском пантеоне. Фараоны Саисской династии перенесли столицу в город Пер-Баст (Дом Бастет). Выстроенный в нём храм был посвящён Бастет, и ежегодно там устраивались в её честь оргиастические празднества, собиравшие сотни тысяч паломников со всего Египта. Культ Баст держался и после падения Птолемеев (самой знаменитой представительницей этой династии была царица Клеопатра), вплоть до IV века нашей эры.
Защитник спящего солнца.
Если солнце всегда светит над землёй Египта, то это благодаря Великому Коту, Коту – свету, как его именуют в священных текстах эпохи фараонов: на протяжении тысяч лет он выполняет свои обязанности стража и защитника, позволяющие Ра, египетскому богу солнца, вновь родится на заре, после ночного путешествия через царство мертвых.
В древнеегипетской «Книге мёртвых» есть изображение Великого Мату – кота, шерсть которого усеяна тёмными пятнами, а длинные уши похожи на кроличьи; кот собирается отсечь ножом голову змея Апопа. Этот светлый кот Гелиополиса, играющий важную роль в египетской мифологии, — свидетельство того, что животному поклонялись в его двояком обличье: как богине Баст и как особи мужского пола.
Кот, обладающий способностью смотреть на солнце (благодаря диафрагмированию зрачка), как нельзя лучше подходил для того, чтоб жрецы сочли его достойным обеспечивать охрану солнечного бога в течении ночи – кто же не знает, что кот всегда спит вполглаза!
После захода солнца Ра начинал свой путь по подземной реке, через спящий Дуат (царство мёртвых), двигаясь в ладье солнца. Многие злые духи пользовались каждую ночь тем, что заснувший бог не мог им противостоять, и пытались его погубить. Самым грозным врагом среди них был змей Апоп, воплощение Сета, коварного брата Осириса: он каждую ночь начинал пить воду небесного Нила, чтоб задержать ладью и отнять власть у Ра. В этот момент и появлялся Великий Кот с зажатым в лапе ножом, которым он быстро отсекал голову чудовища. И поэтому на заре солнце опять могло родится в образе жука скарабея Хефри. Великий Кот нисходил так каждую ночь на землю египетскую, с тех пор, как мир стал миром….
Кот Патрипатан.
В индийской религии кошку иногда считают не постоянной и равнодушной. Это всё потому, что она единственная из всех живых существ не оплакивала уход великого Будды, когда тот, достигнув Нирваны, испустил свой последний вздох. Кошка в это время охотилась на крысу. Она поймала её, когда крыса хотела съесть масло из лампы.
Хотя, есть и другая индусская легенда, по которой выходит, что кошачье равнодушие, не что иное, как признак высшей мудрости и просветления.
Есть легенда о мудром коте Патрипатан. Некогда жил царь Салангман, и при его дворе жили
брахман и раскаявшийся грешник. Так как грешник искренне раскаялся, то этих двух добродетельных мужей почитали на равных. Но признание их святости и почитание, рождало в них дух соперничества. И вот однажды, бывший грешник заявил, что сможет усилием воли достичь первого из семи небес – Дивандиран и принести от туда цветок бессмертия с дерева Парисадам. Брахман ему не поверил, но в ответ на это бывший грешник провёл несколько пассов и испарился. Через короткое время он появился с цветком бессмертия. Так как брахман, сам не мог этого сделать, то сказал, что такой небесный полёт под силу каждому, даже мудрейшему коту Патрипатан. И кот по просьбе брахмана взлетел в небеса. Изумлённый царь и весь его двор увидели, как кота встретил и взял на руки сам бог Дивандиран, как долго он ласкал его и гладил. Но, богиня, решила оставить кота у себя на две тысячи веков. Кот очаровал богиню, и она заморозила земное время. Два века для людей пролетели как сон на крыльях. А кот вернулся к ним, на радужном облаке, держа в лапах не один цветок, а целую ветку. После этого два конкурента на славу, браман и бывший грешник, были почти забыты. Отныне, Салагман и его придворные восхваляли мудрого кота Патрипатана.
Попросите его о дожде.
Во многих религиях и цивилизациях кошка ассоциировалась с плодородием и размножением; отсюда происходит устойчивая вера в способность кошек, котов и котят насылать дожди на поля крестьян, которые засыхали от жаркого солнца. Такое верование существовало и в древнем Китае, где кошку приучили, примерно в начале V века до н. э.. Она являлась главным персонажем сельских обрядов, связанных с вызыванием дождя, и выступала помощницей Ли Шу, земледельческого божества, защищавшего урожай от угрожающих ему мышей, крыс и насекомых. Самыми изысканными кошками в Китае считались белые с чёрным хвостом и чёрной же отметиной во лбу; эту отметину, китайские крестьяне, называли «печать звезды».
В Камбодже кошек некогда носили в клетках по улицам деревень, когда землю изнуряла засуха, в надежде, что их громкое мяуканье растрогает великого бога Индуру и тот прольёт на посевы благодатный ливень. В Древней Руси, а так же и в средневековой Европе отмечены схожие верования. Кошки ассоциировались с духом зерна, и их брали в поле для совершения особого обряда перед началом жатвы. Обычно седой старик, украшенный колосьями пшеницы, нёс кота, а молодая не женатая пара тянула возок. В некоторых областях Франции существовало устойчивое народное выражение «взять кота» или «убить кота», которое обозначало конец жатвы. Убийство кота было символическим, хотя иногда принесённого в жертву животного закапывали в поле.
Получеловек, полукот Доколумбовой Америки.
Была ли кошка одомашнена в доколумбовых цивилизациях? Нечего определённого сказать нельзя. Но в пантеоне многих народов Центральной и Южной Америки обнаружено присутствие божеств с кошачьим обликом, которые по отношению к домашней кошке предстают её родичами, и до прихода испанских колонизаторов они уже знали известность и славу. Самым известным был бог Клыков, примерно с 1600 гг. до н. э. почитавшийся в Перу, в храме Чавин де Уантар.
В глубине храма было помещено изображение бога, которое заставляло сжиматься сердце: высеченный в монолите в форме копья, человек-кот с большими усами и длинными волосами, увитый змеями, поджидает посетителя, которого приводит в трепет своими огромными клыками. Вокруг него, силуэтно вырезанные в камне, на страже стоят ягуары и кондоры. Похоже, что, по местным верованиям, бог Клыков был связан с наблюдением за небом.
Для различных представителей Латинской Америки такие представители кошачьих, как ягуары и пумы, ассоциировались с разными ритуалами солнечного культа. Не исключались и человеческие жертвоприношения, о чём можно сделать заключение по форме ацтекской статуи кошки, похожей на жертвенник и имеющей углубление: сердце жертвы, таким образом, выставлялось навстречу лучам солнца.
Различные изображения богов-котов времён доколумбовой Америки, о которых почти не чего не известно, имеют много общего: огромные когти и клыки, устрашающий взгляд, величественная осанка. Судя по всему, кошка представлялась грозным существом, обращённым к космическим силам, а не ласковым спутником человека!
Священная кошка Бирмы.
Священная кошка Бирмы снискала у ценителей кошек свою любовь за красоту и очень мягкий характер. Существует интересная легенда, связанная с её происхождением. Эта история произошла в Бирме, в одном из кхмерских храмов. В храме Лао Цун поклонялись богине Цун-Кьян-Ксе, образ которой воплощала золотая статуя с сапфировыми глазами. Самый старый монах по имени Мун Ха лично ухаживал за сотней священных кошек безупречно белого окраса, которые обитали при храме. Среди их был и его любимец, кот Синх.
Однажды ночью случилась беда: бандиты, хотевшие похитить сокровища храма, ворвались в него и убили старого монаха, который не услышал их, так как был погружён в молитву. Но тут произошло нечто странное: Синх прыгнул на спину Мун Ха, будто хотел его защитить, и разбойники испугались, когда увидели, как глаза кота вдруг изменили свой цвет с золотисто-жёлтого на сапфирово-синий, а белая шёрстка покрылась коричневыми пятнами, и только подушечки лап, соприкасавшиеся со спиной святого человека, оставались белыми. Прибежавшие монахи, воспользовавшись растерянностью наподдавших, смогли прогнать их из храма.
Спустя семь дней Синх умер. В тот момент, когда его малая душа уходила, чтоб воссоединится с душой Мун Ха, со всеми остальными кошками храма произошла та же метаморфоза: они получили такие же признаки, какими отличался священный кот Бирмы. Это был знак признательности богиней Цун-Кьян-Ксе. ….
«100 легендарных кошек». Читать на стр. 2..3..4..5..6..7..8..9..10..11..содержание книги.
Перейти на главную.