Рассказы о кошках, котах, котятах и других животных опубликованных на сайте — смотри тут.

Серия нападений косаток напугала южноафриканских больших белых акул.

Увидеть, как большая белая акула рассекает волны, ее мощные челюсти сжимают пораженного током тюленя, — значит увидеть самую вершину хищнической доблести. По крайней мере, так мы думали. Несколько лет назад в Южной Африке миру напомнили, что даже большим белым акулам есть чего бояться: косаток.
Задолго до того, как они начали охотиться на яхты, косатки попали в заголовки газет о серии нападений на южноафриканских больших белых акул. Убийства были столь же ужасными, сколь и впечатляющими. Косатки демонстрировали преднамеренное чувство кулинарных предпочтений, употребляя жирную, богатую питательными веществами печень акул, но оставляя остальную часть акулы тонуть или выброшенной на близлежащий пляж.
После первых новостей о нападениях ситуация стала только более странной. Большие белые акулы начали исчезать из некоторых своих наиболее известных местообитаний в районах Фолс-Бей и Гансбаай Южной Африки, на юго-западе страны.
“Сокращение численности белых акул было таким драматичным, таким быстрым, таким неслыханным, что появилось множество теорий”, — говорит Мишель Джуэлл, эколог из Музея Мичиганского государственного университета. В отсутствие объяснения появилось множество теорий о домашних животных. Некоторые предполагали, что чрезмерный вылов добычи акул для питания австралийского рынка рыбы и чипсов привел к сокращению численности акул. Другие активисты неверно истолковали эту идею и продолжили кампанию против того, что, по их мнению, было недавним включением мяса большой белой акулы в качестве ингредиента-сюрприза в австралийскую рыбу с жареным картофелем. К счастью, эта идея была полностью развенчана.
Другие считали, что исчезновение было непосредственно вызвано косатками. Возможно, они убивали всех акул?
“Каждый раз, когда вы видите значительное сокращение популяции в местных районах, это вызывает беспокойство по поводу сохранения”, — говорит Хизер Боулби, эксперт по акулам из канадского отдела рыболовства и океанов. “В месте, где раньше животных видели очень регулярно, и вдруг их там больше нет, некоторые были обеспокоены тем, что все они погибли”.
Однако теперь ученые наконец знают, что произошло. В недавней статье Боулби и ее коллеги показывают, что исчезновение акул на самом деле было вызвано косатками. Но акулы не мертвы. Они просто переместились. По всей Южной Африке, как обнаружили ученые, популяция белых акул резко переместилась на восток.
Для Джуэлл, которая не участвовала в исследовании, это имеет смысл. “Мы знаем, что хищники оказывают огромное влияние на передвижение и использование среды обитания своей добычи, так что в этом нет ничего удивительного”, — говорит она. “Проблема в том, что многие люди не привыкли думать о больших белых акулах как о добыче”.

Элисон Кок, морской биолог из южноафриканских национальных парков и соавтор исследования, говорит, что они разгадали тайну после того, как с мест, расположенных дальше на восток, начали поступать сообщения о неожиданном появлении белых акул. “Поскольку в Фолс-Бей и Гансбаай наблюдалось значительное сокращение численности, в других местах сообщалось об огромном увеличении популяции белых акул”, — говорит она. “Слишком быстрое, чтобы быть связанным с размножением, поскольку они размножаются не так быстро”.
“Это должно было быть перераспределение”, — говорит она, добавляя: “Белые акулы переместились на восток”. В таких местах, как залив Алгоа и побережье Квазулу-Натал, больших белых акул видели и раньше, но нигде рядом с таким количеством.
В отсутствие белых акул западное побережье Южной Африки меняется. Новые виды, такие как бронзовые китобои и семижаберные акулы, переселились в Фолс-Бей. Однако для туроператоров, которые организовывали погружения с акулами в этом районе, переход был трудным. Некоторые из них выжили, переключившись на погружения в водорослевом лесу, отчасти благодаря популярности документального фильма «Мой учитель—осьминог». Однако многие ушли на дно.
Но что с новым домом больших белых акул дальше на восток? Никто точно не знает, как эти регионы приспосабливаются к внезапному притоку высших хищников, но ученые ожидают некоторых значительных экологических изменений. Они также предупреждают о возможном увеличении числа акульих укусов, поскольку люди, живущие в новых домах белой акулы, не так привыкли к взаимодействию акулы с человеком.
Возможно, мы никогда не узнаем точно, сколько белых акул погибло в результате нападений косаток. Ценная, предположительно вкусная печень, на которую нацелились косатки, помогает белым акулам плавать, а это значит, что множество мертвых белых акул, возможно, затонуло без учета. В целом, однако, Кок рад видеть, что тайна раскрыта.
“Это меня очень беспокоило, и было приятно видеть доказательства того, что они не все погибли”, — говорит Кок. “Но для меня все еще невероятно, что я могу отправиться на остров тюленей [Фолс-Бей] и не увидеть ни одной белой акулы. Это то, чего я никогда не ожидал, и я очень по ним скучаю”.

Мегалодоны, вероятно, были теплокровными, несмотря на то, что были хладнокровными убийцами.

Большинство рыб холоднокровны, что означает, что они полагаются на температуру снаружи своего тела для регулирования внутренней температуры, однако некоторые акулы на удивление теплокровны, накапливая тепло, вырабатываемое их мышцами, как это делают многие млекопитающие. Исследование, опубликованное 26 июня в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, показывает, что их эволюционные предки — могучие мегалодоны — также разделяют эту эндотермическую природу. Количество энергии, которое мегалодон использовал для поддержания тепла, возможно, способствовало его вымиранию примерно 3,6 миллиона лет назад, и может помочь ученым изучить последствия будущих изменений окружающей среды.
“Изучение движущих факторов вымирания очень успешной хищной акулы, такой как мегалодон, может дать представление об уязвимости крупных морских хищников в современных океанских экосистемах, испытывающих последствия продолжающегося изменения климата”, — сказал в заявлении соавтор исследования и биолог Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Роберт Игл.
Мегалодон обитал в мировом океане около 20 миллионов лет назад и, вероятно, достигал 50 футов в длину. Он примерно в три раза крупнее современной большой белой акулы. Морские гиганты могли съесть блюдо размером с кита-косатку примерно за пять укусов и похвастаться впечатляющими челюстями, которые могли вырасти до размеров человеческой руки.
Они также принадлежали к группе акул, называемых макрелевидными акулами, в которую входят современные акулы-молотильщики и печально известная большая белая. Температура всего тела или его частей у макрельных акул немного выше, чем у окружающей их воды, в отличие от большинства холоднокровных рыб, температура тела которых остается такой же, как у воды.
В новом исследовании команда проанализировала изотопы в зубной эмали ископаемых зубов мегалодона и пришла к выводу, что древняя акула могла поддерживать температуру тела, которая была примерно на 13 градусов по Фаренгейту теплее, чем вода, в которой она жила. Эта разница температур достаточно велика, чтобы отнести мегалодона к эндотермическим, или теплокровным, по мнению команды.
Они использовали новый геохимический метод, который использует термометрию сгущенных изотопов и термометрию изотопов фосфатного кислорода, чтобы проверить свою “Гипотезу эндотермии мегалодона”.
“Исследования с использованием этих методов показали, что они особенно полезны для определения термофизиологии ископаемых позвоночных ”неизвестного» метаболического происхождения путем сравнения температуры их тела с температурой окаменелостей с «известным» метаболизмом», — сказал соавтор исследования и геохимик Университета Уильяма Паттерсона Майкл Гриффитс в заявлении.
Хотя мегалодон имеет богатую летопись окаменелостей, его биология менее изучена, поскольку в летописи окаменелостей не известно ни одного полного скелета вымершего животного. Использование методов геохимии многочисленных оставшихся зубов может помочь палеонтологам заглянуть в прошлое.
Минерал под названием апатит является основным компонентом зубов. Он содержит атомы углерода и кислорода, которые представлены в “легких” или “тяжелых” формах, известных как изотопы. Количество легких или тяжелых изотопов, входящих в состав образующегося апатита, может варьироваться в зависимости от множества факторов окружающей среды. Изотопы, из которых состоят ископаемые зубы, могут затем дать представление о том, где жили животные, чем они питались, а для морских позвоночных, таких как мегалодон, некоторые подсказки о химическом составе морской воды, в которой они обитали, и температуре их тела.
“Вы можете думать об изотопах, сохранившихся в минералах, из которых состоят зубы, как о своего рода термометре, показания которого могут сохраняться в течение миллионов лет”, — сказал в своем заявлении соавтор исследования и докторант Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Рэнди Флорес. “Поскольку зубы образуются в тканях животного при жизни, мы можем измерить изотопный состав ископаемых зубов, чтобы оценить температуру, при которой они образовались, и это говорит нам о приблизительной температуре тела животного при жизни”.
Более теплое тело мегалодона позволяло ему двигаться быстрее и не только переносить более холодную воду, но и распространяться по всему мировому океану. Однако это эволюционное преимущество, возможно, способствовало его падению. Мегалодон жил в эпоху плиоцена (от 5,33 млн до 2,58 млн лет назад), которая была известна некоторыми масштабными изменениями окружающей среды по мере похолодания в мире и изменения уровня моря.
Для поддержания уровня энергии, который позволял поддерживать более высокую температуру тела мегалодона, потребовалось бы совсем немного пищи. По мере изменения экосистемы пища, возможно, становилась все более дефицитной, особенно если учитывать конкуренцию с новичками в морской среде – такими, как наш друг большой белый.
Команда надеется применить аналогичный подход к изучению других вымерших видов. “После установления эндотермии у мегалодона, — сказал в своем заявлении соавтор исследования и геолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Арадхна Трипати, — возникает вопрос о том, как часто она встречается у высших морских хищников на протяжении геологической истории”.

Перейти на главную.