Понимают ли животные животных другого вида.

Могут ли животные выучить язык другого вида?

Животные каждый день слышат, как другие виды общаются вокруг них. Понимают ли они, что они говорят?
Каждый год мы узнаём всё больше о том, как животные общаются друг с другом. Исследования показывают, что слоны приветствуют друг друга, хлопая ушами и издавая урчащие звуки, кашалоты меняют щелкающие звуки в зависимости от контекста разговора, а у колоний голых землекопов даже есть свои «акценты».
Очевидно, что общение в животном мире — сложный процесс. Но возможно ли, что при наличии всех этих уникальных способов общения животное может выучить «язык» другого вида?
Оказывается, есть примеры того, как животные учатся понимать — и даже использовать — звуки или сигналы других видов. Но остаётся много вопросов о том, что происходит в головах этих животных.
Во-первых, важно отметить, что, хотя «язык» — это полезная метафора, когда мы говорим о том, что один вид понимает другой, на самом деле у животных нет языка в том смысле, в каком он есть у людей.
«Язык — это своего рода видовая система коммуникации для людей», — рассказал Саймон У. Таунсенд, профессор эволюционной антропологии в Цюрихском университете. Изучая животных, учёные вместо этого рассматривают конкретные особенности коммуникации, например, определённый звук, имеющий определённое значение, а не используют ориентированные на человека термины, такие как «язык».
Когда дело доходит до восприятия звуков, издаваемых другими видами, птицы являются одними из наиболее изученных животных. Одно исследование, посвящённое миграции певчих птиц, показало, что одиночные птицы могут понимать крики других видов птиц на пути миграции, что, возможно, помогает им оставаться в безопасности и ориентироваться во время долгого путешествия.
«По сути, мы искали неслучайность, искали закономерности в вокализациях», —рассказал Бенджамин Ван Дорен, первый автор исследования и доцент кафедры природных ресурсов и наук об окружающей среде в Университете Иллинойса в Урбане-Шампейнеe. Наблюдая за тем, как разные виды птиц издают звуки рядом друг с другом, исследователи собрали данные, которые подтверждают идею межвидовой коммуникации.

Исследование опровергает представление о том, что миграция певчих птиц — это одинокое путешествие, как считалось раньше. Однако их данные всё ещё не позволяют расшифровать, что именно «говорят» птицы.

«Логично задаться вопросом, существуют ли социальные связи между видами, — сказал Ван Дорен. — Я думаю, что эти сигналы могут содержать больше информации, чем мы понимаем сейчас».
Но изучение «языка» — это не только понимание того, что вы слышите, но и умение говорить на нём. В этом преуспевает вильчатохвостый дронго (Dicrurus adsimilis) — маленькая чёрная птица, обитающая по всей Африке.
У дронгов есть привычка следовать за другими животными в надежде украсть немного их еды. Томас Флауэр, преподаватель биологии в Университете Капиляно в Канаде, изучал этих птиц в полевых условиях, когда они следовали за стаей сурикатов. Он обнаружил, что дронги используют свои собственные сигналы тревоги — писк, указывающий на приближение хищника, — чтобы напугать сурикатов и загнать их в норы, после чего дронги набрасываются на них и хватают любые объедки.
Но эта стратегия в конечном счёте приводит к ситуации «мальчик, который кричал «волки»», — сказала Флауэр. Сурикаты понимают, что тревожные крики дронго — это уловка, поэтому они перестают бросать свою еду и прятаться, когда слышат их.
Именно здесь проявляются особые таланты дронгов. Вилохвостые дронги не только распознают предупреждающие крики других животных вокруг них, но и учатся воспроизводить эти крики в своих интересах. Когда птицы понимают, что их собственный сигнал тревоги больше не работает, они начинают подражать сигналам тревоги других птиц — или даже воспроизводить собственный сигнал тревоги сурикатов. Регулярно меняя сигналы тревоги разных видов, дронги держат сурикатов в напряжении и обеспечивают себе постоянный приток пищи.

«Они знают, как подражать видам, за которыми охотятся, — сказала Флауэр. — Так они могут продолжать обманывать других птиц». Дронго также преследуют других птиц и имитируют их крики, чтобы украсть у них еду.
Он объяснил, что эта стратегия показывает, что вильчатохвостые дронго способны гибко перенимать звуки других видов и использовать их в своих интересах. Когда один звук перестаёт работать, они знают, что можно переключиться на новый.
«Это показывает, что животные могут учиться без ограничений», — сказал Флауэр.
Флауэр всё ещё пытается понять, что именно происходит в голове у дронго, когда он использует эти ложные сигналы тревоги в своих интересах. Неясно, намерены ли дронго обманывать других животных — что подразумевало бы более сложные когнитивные процессы, — или они просто поняли, что повторение определённых звуков приводит к добыче пищи.
«Предоставить чёткие экспериментальные доказательства намеренного обмана или его отсутствия очень сложно», — сказал он в электронном письме для Live Science.
Флауэр сказал, что он до сих пор не видел доказательств того, что молодые дронго понимают, что обманывают других животных, когда начинают имитировать тревожные крики. Но он отметил, что маленькие люди тоже повторяют звуки, которые не понимают, и в конечном итоге учатся понимать их значение методом проб и ошибок. На данный момент у дронго есть некоторые признаки «языкового» обучения, но многое остаётся загадкой.

Телепатия у животных: новые факты ставят учёных в тупик.

Дискуссии о телепатии у животных ведутся уже давно. За долгие годы тренеры, хозяева питомцев и ученые, изучающие природу, неоднократно рассказывали о случаях особой чуткости, проявляемой животными. Множество свидетельств намекают на наличие у них паранормальных возможностей.
В одной из социальных сетей фермер из Новой Зеландии поделился невероятной историей, приключившейся с его питомцем. Пес по имени Луи обожал исследовать обширные угодья своих владельцев и прекрасно ориентировался в округе. Со временем Луи стал менее активным, но однажды 12-летний пес пропал. Его не было весь день. Владельцы волновались, предполагая, что он потерялся или с ним случилось что-то плохое.
К вечеру пес вернулся с запиской, прикрепленной к ошейнику: «Луи – настоящий герой! Он привёл меня к моей собаке Мэдди, которая попала в беду, застряв под завалом веток и не могла выбраться. Спасибо от Роба!».
Роб оказался соседом-фермером. В тот день он безуспешно искал свою собаку Мэдди, пока не появился Луи и не позвал его за собой. Вскоре сообразительный пес привёл хозяина к его питомице, которая оказалась в ловушке под кучей веток. Затем Луи помог освободить Мэдди, активно разгребая ветки вместе с её хозяином.

 
Перейти на главную.