бетховен банер 1  
Книга о кошках, Стефано Сальвиати «100 легендарных кошек».
Сокращённый вариант. Год выпуска: 2008

Содержание книги — Жми тут.
Из Ватикана в «Ад».
leone XII
leone XII

В 1828 году Франсуа Рене де Шатобриан (1767-1848) обосновался в Риме, где ему предстояло быть послом Франции в Ватикане. Папа Лев XII, престарелый и больной, разделял ту привязанность к кошкам, которой отличался автор «Атала» и его супруга. Понтифик был очень привязан к небольшому серому коту, появившемуся на свет в Ватикане, в лоджиях Рафаэля. Он назвал его Мичетто, что по-итальянски означает «маленький котёнок», и во время аудиенций, данных французскому посланнику, котёнок, дотоле уютно отдыхавший в складках папского одеяния, охотно играл с Шатобрианом, к вящей радости папы.
В 1829 году, перед своей кончиной, Лев XII, зная о привязанности писателя к его коту, доверил именно ему своего любимчика. «Мне принесли кота бедного папы. Он весь серый и очень ласковый, совсем как его старый хозяин», — писал Шатобриан мадам Рекамье. Вот так Мичетто покинул Рим в повозке с хозяйством Шатобриана, чтоб устроится в Париже, в доме с садом на улице д*Анфер, что означает «Адская», ныне это авеню Денфер-Рошро. В своих мемуарах Шатобриан характеризует эту смены декораций несколько меланхолично: «Я стараюсь, чтоб Мичетто позабыл об изгнании, о Сикстинской капелле и солнце микеланджеловского купола, по которому он прогуливался высоко над землёй…»
Мичетто превратился в крупного кота с красивой рыжиной в серой шкурке и жил близ заставы Адской улицы, распределяя прогулки между небольшим садом своих хозяев и обширным соседским участком, принадлежавшим какому-то религиозному заведению. Когда семья писателя переехала в более скромное жилище на улице Бак, Мичетто остался в своём полусельском владении, опекаемый монахинями. Они были счастливы оттого, что ухаживают за котом, который бал любимчиком самого папы!

авито банер 600 на 337 1
Мавританская принцесса.

Жители Нормандии известны тем, что в каждой чёрной кошке видят демона, показывающего кот с косойчерез неё кончик хвоста. Жюль Амеде Барбе д’Оревильи (1808-1889), уроженец Сен-Совёр-ле-Виконта, был солидарен в этом со своими земляками: его любимая кошка, по собственным словам писателя, имела «золотые глаза на чёрном бархате». Это очаровательное создание с ангорской шерстью появилось у автора «Дьявольских ликов» в 1884 году. Он окрестил её Дездемоной, однако всегда называл её не иначе как Демонеттой.
В небольшой квартире на улице Русселе в Париже, Барбе д’Оревильи жил полностью во власти Демонетты. С зелёным кружевным галстуком вокруг шеи, она прохаживалась туда-сюда, настороженно-чуткая, стремительная, обидчивая, принимала посетителей, ревниво наблюдая за тем, чтобы тигровому коту Батальону, появлявшемуся на лестнице в обеденный час в надежде выклянчить что-нибудь из еды, не перепали лучшие куски, на которые имела право только она! Луиза Рео, подруга и доверенное лицо романиста, которой пришлось взять к себе Демонетту после его смерти в 1889 году, не раз была свидетельницей забавных сцен!
В один из дней Демонетта, решив, что Батальону отдали лучшие лакомства, в ревности бросилась на него сверху. Барбе не поверил своим глазам: «И как же кот, по своему смеялся, когда Демонетта, обманувшись и схватив сухую горбушку хлеба, с презрением и разочарованием выплюнула её и откатила лапой в дальний угол».

готовый банер наш

Характер Демонетты не улучшился и после рождения у неё котёнка, получившего кличку Спирито. Но, правда сынок был гораздо нежнее и ласковее своей мамаши. Барбе д’Оревильи не был строг со своей кошкой и до последнего вздоха ценил свою «мавританскую принцессу».

Тигр великого человека.

мордастый кешаСамый знаменитый французский поэт был любителем кошек: Виктор Гюго (1802-1885) Он считал кошку подлинным членом семьи и оказался в этом отношении, для того времени фигурой новаторской. В 1830 году, на следующий день после бурного взрыва страстей и эмоций на премьере его знаменитой драмы «Эрнани», Гюго принимал своих почитателей, друзей и поклонников, число которых резко возросло, в своей квартире, которая была обставлена по моде той эпохи в готическом стиле. Среди вычурных сервантов, настенных, тяжёлых ковров, готических кресел с высокой спинкой и бронзовых канделябров посетители обращали внимание на кота Каноника, восседавшего в кругу знаменитых людей…
Шанфлери, тогда ещё совсем молодой, был тоже среди них и много позже вспоминал о коте поэта-романтика: «В юности я имел честь быть принятым Виктором Гюго в гостиной, украшенной готическими гобеленами и мебелью. В центре комнаты возвышался большой круглый балдахин, под которым восседал кот, и казалось, это он принимает почести и признания от посетителей. Широкий белый пушистый ошейник на шее выделялся, как пелерина на чёрном платье хранителя печати, усы топорщились как у венгра. А когда это животное торжественно шествовало ко мне, с поблёскивающими глазами, я понимал, что оно создано под стать поэту, и отображает великие мысли, которые наполняют это жилище».
В письме к Шанфлери Виктор Гюго пояснил ему: «Не кто иной, как мой кот, однажды прыгнув на колени к Мери сподвиг его изречь свою знаменитую фразу: «Бог создал кота, чтоб человек получил удовольствие гладить и ласкать тигра».
Каноник был полновластным правителем в доме Виктора Гюго. Позднее, уже будучи дедушкой, поэт как-то подарил своей любимой внучке котёнка. Гюго, вместе с внучкой решил назвать питомца именем одного из литературных героев. И назвали котёнка Гаврош!

Кошачьи мушкетёры Дюма.

кот мушкетёрАлександр Дюма (1802-1870) в юности, до того ещё как стал известным писателем жил на Западной улице, в городе Париже. И каждый день, он пешком ходил на службу, на улицу Сант-Оноре, где трудился с десяти часов утра до пяти часов вечера. Кот его матери по кличке Миссу, так был привязан к юноше, что вставал вместе с Александром и провожал его на службу до перекрёстка с улицей Вожирар. Дойдя до перекрёстка, кот разворачивался и направлялся домой. Ну, а вечером, около половины шестого, Миссу требовал выпустить его и бежал встречать любимого хозяина, к тому перекрёстку, где оставил его утром. Там они встречались с Дюма и кот, потеревшись о брюки хозяина устремлялся рысцой к дому. Но при этом, Миссу, периодически возвращался, чтоб убедится, что юноша следует за ним домой. Удивительным в поведении кота было то, что когда Александр, после работы шёл не домой, то и Миссу в эти дни не просил выпускать его на улицу. Ну, а если же молодой человек подходил к дому, а входная дверь оказывалась закрытой, кот мяукал и драл когтями косяк до тех пор, пока его не выпускали на улицу. И там он устремлялся навстречу Александру…
Через пятнадцать лет, когда Александр Дюма уже стал знаменитым романистом, он жил под Парижем, в замке «Монте-Кристо». Причём замок этот был выстроен по эскизам самого писателя и в нём, вместе с четой Дюма и прислугой проживало множество различных животных и птиц.
Однажды вечером, возвратившись домой, Дюма заглянул на кухню и там увидел чёрно-белую муфту, лежащую на скамейке. «Муфта нежно и сладко мурчала»,- как потом он писал в «Истории моих животных». И это мурлыканье, конечно, ему не почудилось. Муфтой, конечно, оказался котёнок, найденный в углу угольной ямы кухаркой романиста мадам Ламарк. Александр назвал его Миссу II, в память о своём любимом и обожаемом первом Миссу, друге благословенной юности.
Увы, Миссу II не долго оставался ласковым и милым котёнком. Повзрослев, он в полной мере показал свои хищнические наклонности и коварство. Дюма кроме животных, любил и птиц. В замке был сделан для пернатых специальный вольер. В котором обитало множество экзотических птиц, к примеру, кардиналы.
А, также, в доме проживала забавная семейка обезьян. Они откликались на клички Потиш, Последняя из дурнушек и Мадмуазель Дегарсен. Обезьяны находились в клетке. Но однажды, им удалось выбраться, проделав дыру в сетке и сбежав сквозь неё. После этого они открыли вольер с птицами. Понятно, что обитатели этого вольера, уже давно и серьёзно интересовали Миссу II. На следующее утро Мишель, дворецкий Дюма, пришедший будить хозяина, сообщил, не приятную новость: все птицы погибли, они были найдены растерзанными. И судя по всему, это сделали не обезьяны. Впрочем, преступник и не думал прятаться или убегать. Он с наглой мордой лежал на месте преступления… Дворецкий предлагал застрелить кота. Но Дюма запретил ему это делать. Клетку починили, а Миссу заперли в неё с обезьянами. Писатель, позвал своих друзей и домочадцев, чтоб устроить суд над котом. Несмотря на тяжесть содеянного преступления, для Миссу II нашли и смягчающие обстоятельства. Кота приговорили к заключению в вольере, в котором он совершил своё злодеяние. Конечно не очень разумное действие. Кот, конечно, не понял, за что его наказали. За решёткой, посаженный на хлеб и воду, бедный котейка стал чахнуть на глазах. Хозяин сжалился над несчастным преступником, и ему была объявлена амнистия. Миссу II снова обрёл радость жизни, ну чем это не сюжет!

Кошки и Хемингуэй.

Если в литературное наследие Эрнеста Хемингуэля (1899-1961) свидетельствует о нём как о

кот хемингуэя
кот хемингуэя

любителе корриды «И восходит солнце», «Смерть после полудня». И как о закоренелом охотнике «За рекой», «В тени деревьев», то любители кошек охотно прощают ему эти спорные увлечения, поскольку его любовь и преданность многочисленным домашним кошкам хорошо известна.
Первого кота звали Безумный Кристиан, и его смерть после драки с другими котами вызвала в душе двенадцатилетнего мальчугана, каким тогда был Эрнест Хемингуэй, потребность излить своё горе в стихах. Несомненно, та любовь, какая связывала будущего писателя с его безвременно ушедшем из жизни другом-котом, сделала для него не возможной жизнь без кошек. В Париже, где он жил в 1920 годы, работая корреспондентом, Хемингуэй встретил редкий кошачий экземпляр: Фезе (Пёрышко) обладал особым талантом няньки. И к превеликому удовольствию родителей не когда не покидал сына писателя, крошку Джона! Этот кот не позволял не кому чужому приближаться к ребёнку!
С 1939 года, обосновавшись в Гаване, Хемингуэй получил больше возможностей заниматься любимыми животными. Он заселил свой дом целым племенем домашних кошек, выбирая чаще всего либо чёрных, либо чёрно-белых. Элли, Кэт, Бойз, Пилар, Миссури, Спендли, Сканк и Белая Голова – это ещё не все спутники его уединения и творчества, рядом с которыми автор «Старик и море» пытался заглушить свою неизбывную тоску. «Я держусь с ними на равных, и они это знают, — писал он. – Я не изливаю на них неумеренные проявления дружбы, но они достаточно проницательны, чтобы понимать, что моя искренняя дружба принадлежит только им безраздельно».

Кошки Эмиля Золя.

пушистая кошкаЭмиль Золя (1840-1902) так описывал своё отношение к кошачьему племени: «Я люблю кошек за то, что они являются единственными домашними животными, которые не превратились в рабов человека». Образ автора, который вырисовывается в нашем сознании при чтении их книг, порой сильно расходится с реальностью. Мог бы читатель, погружающийся в безжалостный мир Ругон-Маккаров, представить себе, что Эмиль Золя отличался необычайной чувствительностью ко всему, что касалось животных, в особенности кошек. Об этом можно догадаться по ряду страниц в романе «Радости жизни», где появляется такой персонаж, как Минуш — нежнейшая белая кошечка, черты которой навеяны реальным животным, носившим ту же кличку.
«Я друг животных и в своих книгах передаю жизнь целиком: в ней существуют и животные и люди», — сказал Золя журналисту Жоржу Докуа в своём интервью в 1895 году. Писатель поведал, как, будучи совсем молодым человеком, он жил в Париже в скромной комнате с пятью котами. Пришла слава, и обосновавшись в своём поместье в Медане, в окрестностях столицы, Золя превратил свой сад в настоящий птичий двор, к которому добавились собаки и кошки.
Если приглядеться к романам Золя, то кошки в них присутствуют везде. В романе «Нина» жильё художников посещает большой рыжий кот; в «Ошибке аббата Муре» фигурируют три кота; Франсуа из «Терезы Ракен» своим дьявольским взглядом следит за объятиями любовников. А кот Мануш, чей обаятельный портрет Золя создал в «Радостях жизни». Не стоит и забывать одну из сказку «Кошачий рай» из сборника «Новые сказки Нинон». Где Золя без всякой иронии изображает домашнего кота, который, подражая своим бездомным сородичам, ведёт полную приключений жизнь в водосточных трубах. Но в последствии отказывается от неё, обеспокоенный тем, что в установленный час не нашёл на привычном месте оставленной ему еды! За всеми этими кошачьими портретами легко увидеть пародию на сытых буржуа!

Хозяин трёхсот кошек.

В повседневной жизни Поль Леото (1872-1956), был типичный мизантроп. Он по возможности три кота в воздухеизбегал общества современников, проводя многие часы в заполнении своего многотомного «Литературного дневника» новостями художественной и литературной жизни той эпохи. Отшельник из Фонтенэ-о-Роз имел лишь одну исключительную страсть: он питал слабость к животным. За свою долгую жизнь Леото собрал у себя около трёх сотен кошек и до сотни собак!
«Решительно, я был гораздо счастливее прежде, лет двадцать назад, когда не имел столько забот с животными». Но путь был выбран… Вначале писатель довольствовался бродячим котом, которого он окрестил Булем, пригрев его в 1902 году. Тогда Леото было тридцать лет. Подпав под очарование кошек, он постепенно проникся сознанием бедственного положения животных и с тех пор прилагал не мало усилий, чтоб накормить, защитить, спасти, устроить и принять бродячих собак и кошек, встреченных им в Париже. Силуэт человека, одетого по-зимнему, в длинном пальто и шапке, шагающего с корзинкой на руке, в которой лежала еда для кошек, быстро стал знаком всякому, кто проявлял тогда заботу об уличных животных.
У себя в Фонтене Леото всегда держал пансион не менее чем на тридцать персон. Кошки вели себя в домике писателя привольно. По завершении их жизни Леото устраивал им похороны и со временем его сад превратился в настоящее кошачье кладбище. Писатель даже составил план захоронений, чтоб сохранить в памяти всех своих любимцев. В своём «Бестиарии» Поль Леото поведал о том отчаянии, которое ему внушают равнодушие и жестокость, и написал в конце с горечью: «Совсем грустно думать, что однажды умрёшь, так и не сумев уменьшить те страдания, которые видишь вокруг себя».

«100 легендарных кошек».

 Читать на стр. 1..2..3 ..4..5..назад  вперёд..7..8..9..10..11..содержание книги.

Перейти на главную.