В кругу знаменитых людей.

Книга о кошках, Стефано Сальвиати «100 легендарных кошек».
Сокращённый вариант. Год выпуска: 2008

Содержание книги — Жми тут.
Из Ватикана в «Ад».
leone XII

leone XII

В 1828 году Франсуа Рене де Шатобриан (1767-1848) обосновался в Риме, где ему предстояло быть послом Франции в Ватикане. Папа Лев XII, престарелый и больной, разделял ту привязанность к кошкам, которой отличался автор «Атала» и его супруга. Понтифик был очень привязан к небольшому серому коту, появившемуся на свет в Ватикане, в лоджиях Рафаэля. Он назвал его Мичетто, что по-итальянски означает «маленький котёнок», и во время аудиенций, данных французскому посланнику, котёнок, дотоле уютно отдыхавший в складках папского одеяния, охотно играл с Шатобрианом, к вящей радости папы.
В 1829 году, перед своей кончиной, Лев XII, зная о привязанности писателя к его коту, доверил именно ему своего любимчика. «Мне принесли кота бедного папы. Он весь серый и очень ласковый, совсем как его старый хозяин», — писал Шатобриан мадам Рекамье. Вот так Мичетто покинул Рим в повозке с хозяйством Шатобриана, чтоб устроится в Париже, в доме с садом на улице д*Анфер, что означает «Адская», ныне это авеню Денфер-Рошро. В своих мемуарах Шатобриан характеризует эту смены декораций несколько меланхолично: «Я стараюсь, чтоб Мичетто позабыл об изгнании, о Сикстинской капелле и солнце микеланджеловского купола, по которому он прогуливался высоко над землёй…»

Мичетто превратился в крупного кота с красивой рыжиной в серой шкурке и жил близ заставы Адской улицы, распределяя прогулки между небольшим садом своих хозяев и обширным соседским участком, принадлежавшим какому-то религиозному заведению. Когда семья писателя переехала в более скромное жилище на улице Бак, Мичетто остался в своём полусельском владении, опекаемый монахинями. Они были счастливы оттого, что ухаживают за котом, который бал любимчиком самого папы!

Мавританская принцесса.

Жители Нормандии известны тем, что в каждой чёрной кошке видят демона, показывающего кот с косойчерез неё кончик хвоста. Жюль Амеде Барбе д’Оревильи (1808-1889), уроженец Сен-Совёр-ле-Виконта, был солидарен в этом со своими земляками: его любимая кошка, по собственным словам писателя, имела «золотые глаза на чёрном бархате». Это очаровательное создание с ангорской шерстью появилось у автора «Дьявольских ликов» в 1884 году. Он окрестил её Дездемоной, однако всегда называл её не иначе как Демонеттой.
В небольшой квартире на улице Русселе в Париже, Барбе д’Оревильи жил полностью во власти Демонетты. С зелёным кружевным галстуком вокруг шеи, она прохаживалась туда-сюда, настороженно-чуткая, стремительная, обидчивая, принимала посетителей, ревниво наблюдая за тем, чтобы тигровому коту Батальону, появлявшемуся на лестнице в обеденный час в надежде выклянчить что-нибудь из еды, не перепали лучшие куски, на которые имела право только она! Луиза Рео, подруга и доверенное лицо романиста, которой пришлось взять к себе Демонетту после его смерти в 1889 году, не раз была свидетельницей забавных сцен!
В один из дней Демонетта, решив, что Батальону отдали лучшие лакомства, в ревности бросилась на него сверху. Барбе не поверил своим глазам: «И как же кот, по своему смеялся, когда Демонетта, обманувшись и схватив сухую горбушку хлеба, с презрением и разочарованием выплюнула её и откатила лапой в дальний угол».
Характер Демонетты не улучшился и после рождения у неё котёнка, получившего кличку Спирито. Но, правда сынок был гораздо нежнее и ласковее своей мамаши. Барбе д’Оревильи не был строг со своей кошкой и до последнего вздоха ценил свою «мавританскую принцессу».

Тигр великого человека.

мордастый кешаСамый знаменитый французский поэт был любителем кошек: Виктор Гюго (1802-1885) Он считал кошку подлинным членом семьи и оказался в этом отношении, для того времени фигурой новаторской. В 1830 году, на следующий день после бурного взрыва страстей и эмоций на премьере его знаменитой драмы «Эрнани», Гюго принимал своих почитателей, друзей и поклонников, число которых резко возросло, в своей квартире, которая была обставлена по моде той эпохи в готическом стиле. Среди вычурных сервантов, настенных, тяжёлых ковров, готических кресел с высокой спинкой и бронзовых канделябров посетители обращали внимание на кота Каноника, восседавшего в кругу знаменитых людей…

Шанфлери, тогда ещё совсем молодой, был тоже среди них и много позже вспоминал о коте поэта-романтика: «В юности я имел честь быть принятым Виктором Гюго в гостиной, украшенной готическими гобеленами и мебелью. В центре комнаты возвышался большой круглый балдахин, под которым восседал кот, и казалось, это он принимает почести и признания от посетителей. Широкий белый пушистый ошейник на шее выделялся, как пелерина на чёрном платье хранителя печати, усы топорщились как у венгра. А когда это животное торжественно шествовало ко мне, с поблёскивающими глазами, я понимал, что оно создано под стать поэту, и отображает великие мысли, которые наполняют это жилище».
В письме к Шанфлери Виктор Гюго пояснил ему: «Не кто иной, как мой кот, однажды прыгнув на колени к Мери сподвиг его изречь свою знаменитую фразу: «Бог создал кота, чтоб человек получил удовольствие гладить и ласкать тигра».
Каноник был полновластным правителем в доме Виктора Гюго. Позднее, уже будучи дедушкой, поэт как-то подарил своей любимой внучке котёнка. Гюго, вместе с внучкой решил назвать питомца именем одного из литературных героев. И назвали котёнка Гаврош!

Кошачьи мушкетёры Дюма.

кот мушкетёрАлександр Дюма (1802-1870) в юности, до того ещё как стал известным писателем жил на Западной улице, в городе Париже. И каждый день, он пешком ходил на службу, на улицу Сант-Оноре, где трудился с десяти часов утра до пяти часов вечера. Кот его матери по кличке Миссу, так был привязан к юноше, что вставал вместе с Александром и провожал его на службу до перекрёстка с улицей Вожирар. Дойдя до перекрёстка, кот разворачивался и направлялся домой. Ну, а вечером, около половины шестого, Миссу требовал выпустить его и бежал встречать любимого хозяина, к тому перекрёстку, где оставил его утром. Там они встречались с Дюма и кот, потеревшись о брюки хозяина устремлялся рысцой к дому. Но при этом, Миссу, периодически возвращался, чтоб убедится, что юноша следует за ним домой. Удивительным в поведении кота было то, что когда Александр, после работы шёл не домой, то и Миссу в эти дни не просил выпускать его на улицу. Ну, а если же молодой человек подходил к дому, а входная дверь оказывалась закрытой, кот мяукал и драл когтями косяк до тех пор, пока его не выпускали на улицу. И там он устремлялся навстречу Александру…
Через пятнадцать лет, когда Александр Дюма уже стал знаменитым романистом, он жил под Парижем, в замке «Монте-Кристо». Причём замок этот был выстроен по эскизам самого писателя и в нём, вместе с четой Дюма и прислугой проживало множество различных животных и птиц.
Однажды вечером, возвратившись домой, Дюма заглянул на кухню и там увидел чёрно-белую муфту, лежащую на скамейке. «Муфта нежно и сладко мурчала»,- как потом он писал в «Истории моих животных». И это мурлыканье, конечно, ему не почудилось. Муфтой, конечно, оказался котёнок, найденный в углу угольной ямы кухаркой романиста мадам Ламарк. Александр назвал его Миссу II, в память о своём любимом и обожаемом первом Миссу, друге благословенной юности.
Увы, Миссу II не долго оставался ласковым и милым котёнком. Повзрослев, он в полной мере показал свои хищнические наклонности и коварство. Дюма кроме животных, любил и птиц. В замке был сделан для пернатых специальный вольер. В котором обитало множество экзотических птиц, к примеру, кардиналы.
А, также, в доме проживала забавная семейка обезьян. Они откликались на клички Потиш, Последняя из дурнушек и Мадмуазель Дегарсен. Обезьяны находились в клетке. Но однажды, им удалось выбраться, проделав дыру в сетке и сбежав сквозь неё. После этого они открыли вольер с птицами. Понятно, что обитатели этого вольера, уже давно и серьёзно интересовали Миссу II. На следующее утро Мишель, дворецкий Дюма, пришедший будить хозяина, сообщил, не приятную новость: все птицы погибли, они были найдены растерзанными. И судя по всему, это сделали не обезьяны. Впрочем, преступник и не думал прятаться или убегать. Он с наглой мордой лежал на месте преступления… Дворецкий предлагал застрелить кота. Но Дюма запретил ему это делать. Клетку починили, а Миссу заперли в неё с обезьянами. Писатель, позвал своих друзей и домочадцев, чтоб устроить суд над котом. Несмотря на тяжесть содеянного преступления, для Миссу II нашли и смягчающие обстоятельства. Кота приговорили к заключению в вольере, в котором он совершил своё злодеяние. Конечно не очень разумное действие. Кот, конечно, не понял, за что его наказали. За решёткой, посаженный на хлеб и воду, бедный котейка стал чахнуть на глазах. Хозяин сжалился над несчастным преступником, и ему была объявлена амнистия. Миссу II снова обрёл радость жизни, ну чем это не сюжет!

Кошки и Хемингуэй.

Если в литературное наследие Эрнеста Хемингуэля (1899-1961) свидетельствует о нём как о

кот хемингуэя

кот хемингуэя

любителе корриды «И восходит солнце», «Смерть после полудня». И как о закоренелом охотнике «За рекой», «В тени деревьев», то любители кошек охотно прощают ему эти спорные увлечения, поскольку его любовь и преданность многочисленным домашним кошкам хорошо известна.
Первого кота звали Безумный Кристиан, и его смерть после драки с другими котами вызвала в душе двенадцатилетнего мальчугана, каким тогда был Эрнест Хемингуэй, потребность излить своё горе в стихах. Несомненно, та любовь, какая связывала будущего писателя с его безвременно ушедшем из жизни другом-котом, сделала для него не возможной жизнь без кошек. В Париже, где он жил в 1920 годы, работая корреспондентом, Хемингуэй встретил редкий кошачий экземпляр: Фезе (Пёрышко) обладал особым талантом няньки. И к превеликому удовольствию родителей не когда не покидал сына писателя, крошку Джона! Этот кот не позволял не кому чужому приближаться к ребёнку!
С 1939 года, обосновавшись в Гаване, Хемингуэй получил больше возможностей заниматься любимыми животными. Он заселил свой дом целым племенем домашних кошек, выбирая чаще всего либо чёрных, либо чёрно-белых. Элли, Кэт, Бойз, Пилар, Миссури, Спендли, Сканк и Белая Голова – это ещё не все спутники его уединения и творчества, рядом с которыми автор «Старик и море» пытался заглушить свою неизбывную тоску. «Я держусь с ними на равных, и они это знают, — писал он. – Я не изливаю на них неумеренные проявления дружбы, но они достаточно проницательны, чтобы понимать, что моя искренняя дружба принадлежит только им безраздельно».

Кошки Эмиля Золя.

пушистая кошкаЭмиль Золя (1840-1902) так описывал своё отношение к кошачьему племени: «Я люблю кошек за то, что они являются единственными домашними животными, которые не превратились в рабов человека». Образ автора, который вырисовывается в нашем сознании при чтении их книг, порой сильно расходится с реальностью. Мог бы читатель, погружающийся в безжалостный мир Ругон-Маккаров, представить себе, что Эмиль Золя отличался необычайной чувствительностью ко всему, что касалось животных, в особенности кошек. Об этом можно догадаться по ряду страниц в романе «Радости жизни», где появляется такой персонаж, как Минуш — нежнейшая белая кошечка, черты которой навеяны реальным животным, носившим ту же кличку.
«Я друг животных и в своих книгах передаю жизнь целиком: в ней существуют и животные и люди», — сказал Золя журналисту Жоржу Докуа в своём интервью в 1895 году. Писатель поведал, как, будучи совсем молодым человеком, он жил в Париже в скромной комнате с пятью котами. Пришла слава, и обосновавшись в своём поместье в Медане, в окрестностях столицы, Золя превратил свой сад в настоящий птичий двор, к которому добавились собаки и кошки.
Если приглядеться к романам Золя, то кошки в них присутствуют везде. В романе «Нина» жильё художников посещает большой рыжий кот; в «Ошибке аббата Муре» фигурируют три кота; Франсуа из «Терезы Ракен» своим дьявольским взглядом следит за объятиями любовников. А кот Мануш, чей обаятельный портрет Золя создал в «Радостях жизни». Не стоит и забывать одну из сказку «Кошачий рай» из сборника «Новые сказки Нинон». Где Золя без всякой иронии изображает домашнего кота, который, подражая своим бездомным сородичам, ведёт полную приключений жизнь в водосточных трубах. Но в последствии отказывается от неё, обеспокоенный тем, что в установленный час не нашёл на привычном месте оставленной ему еды! За всеми этими кошачьими портретами легко увидеть пародию на сытых буржуа!

Хозяин трёхсот кошек.

В повседневной жизни Поль Леото (1872-1956), был типичный мизантроп. Он по возможности три кота в воздухеизбегал общества современников, проводя многие часы в заполнении своего многотомного «Литературного дневника» новостями художественной и литературной жизни той эпохи. Отшельник из Фонтенэ-о-Роз имел лишь одну исключительную страсть: он питал слабость к животным. За свою долгую жизнь Леото собрал у себя около трёх сотен кошек и до сотни собак!
«Решительно, я был гораздо счастливее прежде, лет двадцать назад, когда не имел столько забот с животными». Но путь был выбран… Вначале писатель довольствовался бродячим котом, которого он окрестил Булем, пригрев его в 1902 году. Тогда Леото было тридцать лет. Подпав под очарование кошек, он постепенно проникся сознанием бедственного положения животных и с тех пор прилагал не мало усилий, чтоб накормить, защитить, спасти, устроить и принять бродячих собак и кошек, встреченных им в Париже. Силуэт человека, одетого по-зимнему, в длинном пальто и шапке, шагающего с корзинкой на руке, в которой лежала еда для кошек, быстро стал знаком всякому, кто проявлял тогда заботу об уличных животных.
У себя в Фонтене Леото всегда держал пансион не менее чем на тридцать персон. Кошки вели себя в домике писателя привольно. По завершении их жизни Леото устраивал им похороны и со временем его сад превратился в настоящее кошачье кладбище. Писатель даже составил план захоронений, чтоб сохранить в памяти всех своих любимцев. В своём «Бестиарии» Поль Леото поведал о том отчаянии, которое ему внушают равнодушие и жестокость, и написал в конце с горечью: «Совсем грустно думать, что однажды умрёшь, так и не сумев уменьшить те страдания, которые видишь вокруг себя».

«100 легендарных кошек».

 Читать на стр. 1..2..3 ..4..5..назад  вперёд..7..8..9..10..11..содержание книги.

Перейти на главную.

Яндекс.Метрика Индекс цитирования.

новое видео

нравится страница?

жми кнопку
поделись с друзьями в соцсетях!