Мифы и легенды.

Книга о кошках, Стефано Сальвиати «100 легендарных кошек».
Сокращённый вариант. Год выпуска: 2008

Содержание книги — Жми тут.
кот среди статуэток.
1 Часть. Боги и маги.(продолжение)
Чтобы упасть на четыре лапы. Муэзза.

В исламской религии всегда, по сравнению с христианством и тем же иудаизмом, уважительно относились к кошкам, котам и котятам. В отличие от своих известных конкурентов собак, кошка у мусульман не считалась не чистым животным; и она даже, была наделена «баракой», то есть, по верованиям мусульман, способностью приносить счастье. На востоке, любой истинный правоверный, считает необходимым покормить любого бездомного представителя кошачьих. И ему не когда, даже в голову не придёт мысли, чтоб обидеть или ударить это животное. А уж, тем более, если кот имеет чёрную окраску. Кто может знать? А если это и вообще не кот вовсе, а хитрый джин, принявший очертания кота, чтоб прийти к преступнику или грешнику и жестоко их мучить и карать. Примеру их почитания ещё в древности служат документальные записи древних историков, философов и учёных. Например, Плиний Младший отмечает, что арабы очень почитали статую из золота, изображавшую кота, которая находилась в городе Каддисте, а шесть веков спустя отец всех правоверных, сам великий пророк Магомет, выказывал кошкам большое уважение?

Существует такое предание, что у пророка Магомета ( около 570 – 632 гг) жила любимая кошка, которую звали Муэзза. Она была очень привязана к Магомету, не когда от него не отходила и кормит кошкуобожала спать на его простом халате. И вот однажды пророк должен был пойти в мечеть, на общую молитву. Но, он не желая беспокоить свою любимицу, просто взял и оторвал от халата полу. Кошка Муэзза, в свою очередь, развлекала и забавляла своего хозяина, выделывая для него различные смешные «реверансы».

Магомет в благодарность проводил три раза рукой по её хребту, и этой своей нежностью даровал ей способность, всегда, при падении, приземлятся на свои четыре лапы. И до сих пор все кошки мира умеют это делать.
Для истинного мусульманина накормить бродячую кошку, к тому же, если она окажется слепой, является настоящим долгом, и не выполняющие его подвергаются осуждению. Не кому на востоке не придёт в голову мысль, убить кота. По существующим поверьям кот может оказаться не котом, а джином, принявшим такое обличие, чтоб приходить к грешникам, чтобы терзать их и мучить. В своём сочинении «Кошки» Шанфлери сообщает, что в XIII веке один каирский султан, по имени Эль Дахер-Бейбарс завещал весь свой сад обитающим в нём бездомным кошкам. И помимо этого, ещё оставил приличную денежную сумму, чтобы содержать и досыта кормить кошачье семейство.

Кот из рая.

Когда Бог-Отец изгнал Адама с Евой, а так же и всех их отпрысков из рая, он опустил самую тёмную ночь на землю. Не свет луны, ни блеск звёзд не мог пробиться сквозь эту мглу. А потом наслал сильнейший ветер, который заставил всех людей и животных, бежать всё дальше и дальше от рая. На следующий день после катаклизма все скорбели и оплакивали свою горькую участь.

Юный Иаков, третий сын Адама, печалился, кручинился больше всех остальных. Но, котбегущий котёнок анимашка увидев его горе и смятение, подошёл к нему, успокоил. Потом, когда Иаков утёр свои слёзы, приказал ему вырезать из палки посох, для ходьбы и собираться в дальний путь. Кот объяснил ему, что отлично помнит дорогу к раю и к тому же прекрасно видит во мраке.
Итак, Иаков пошли с мудрым котом разыскивать Эдем. Мальчик и кот шли очень много дней. Им пришлось пересечь пустыню, где они непременно умерли бы с голода, если бы добрый ёж не принёс им воды и пищи. И вот, неожиданно посох Иакова стал набухать весенними почками, а потом и зацвёл! Без сомнения это указывало на то, что райские врата уже рядом.
Бог поставил охранять врата рая огненного ангела, и не кому не было входа в Эдем. Но, тронутый смелостью кота и ребёнка, ангел разрешил им на один час зайти в райский сад. Где им было разрешено сорвать со всех деревьев по одному плоду на каждого. А. ещё им даровали способность рассказывать самому старшему из своего поколения дорогу к раю. Вот и получается, что и сейчас на земле живут один кот и один человек, которые знают дорогу в Эдем. Что касается растения, которое мы именуем «посохом Иакова», то оно происходит из той самой палки для ходьбы, которую сын Адама и Евы по приказу ангела воткнул в землю возле райских врат. (Этот рассказ, услышанный от пастухов департамента Крёз, был записан Роже Лофером.)

Кот и кошка из Ноева ковчега.

кот в лодкеНе многие животные, кроме кошек, удостоились такого количества легенд, повествующих о том, как их род появился на земле. Есть даже версия, что они были даже в числе спасшихся при гибели Атлантиды, этого исчезнувшего в результате катастрофы континента, о существовании которого твердил Платон. В «Персидских письмах» Монтескте приводит не менее поэтичную восточную легенду. Общеизвестно, что накануне Всемирного потопа, по распоряжению бога, Ной погрузил в ковчег по паре животных из числа обитателей земли и воздуха. Кошек тогда ещё не было на свете. В период сорокадневного плаванья на судне возникли определённые проблемы: львов особенно раздражали обнаглевшие крысы, которые уже расплодились и опустошали запасы провианта. Озадаченный Ной обратился к Богу-Отцу, и тот ему тогда повелел ему провести рукой перед ноздрями льва. Ной так и сделал. Величавый лев испытал сильное стеснение в груди, затем сильно чихнул. От этого чихания появились кот и кошка – первые из тех, кого ещё не было на планете, и они начали тут же охотиться на докучливых крыс.
В своей «Истории кошек» (1727г.) Монкриф приводит ещё одну версию этого рассказа, которую ему поведал высокопоставленный мулла. Тот якобы говорил, что представленные в ковчеге животные различных видов не были свободны от «вспышек галантности» (так это именовалось в XVIII веке!) и некоторые из них вступали в противоестественную связь. Так обезьяна развлекалась «тем, что не раз докучала молодой львице»; и от их амуров на свет появились кот и кошка. Каждый верит в своё….

Кот у яслей.

головастик котёнок анимашкаКатолическая религия не когда не жаловала кошек, и провансальские изготовители рождественских глиняных фигурок никогда не помещали в ясли кошек, тогда как к яслям допускались собаки и куры, овцы и цесарки, свиньи и голуби, не говоря уже о верблюдах волхвов, и о воле и осле, призванных согревать своим дыханием младенца Иисуса. Детям такое отсутствие объясняли, скорее всего, тем, что кота изгнали из яслей из-за его любви ловить птичек, не правда ли?
Такое отношение кажется мало согласующимся с идеалом святого Франциска Ассизского, которому легенда приписывает первое представление рождественского действа. Зародившись в Италии, представление с яслями стало популярным зрелищем и достигло крайней утончённости, к примеру, в Генуе и особенно в Неаполе.
Выполненные в XVIII веке неаполитанские ясли не ограничиваются изображением только хлева, где дева Мария родила спасителя; они выводят на сцену весь неаполитанский люд. В обрамлении античных руин, церквей, таверн и рынков красочная толпа заполняет улочки и площади. Правами гражданства обладают не только самые привычные животные, но и экзотические виды. Силуэт кота около торговцев рыбой и тавернах: кот, занят поиском пищи, больше озабочен тем, как бы наполнить желудок, чем своим присутствием возле новорождённого Христа.
И лишь во второй половине XX века, когда кошки снискали огромную популярность в качестве домашних любимцев и спутников человека, их проделки были прощены: отныне скульпторы лепят белых и чёрных котов, помещая их на каждое Рождество в бестиарий, собранный близ яслей.

Счастье по мановению лапы.

кошки с поднятыми лапамиЕё симпатичный силуэт непременно будет замечен вами в витринах и перед входом в торговые и увеселительные заведения или рестораны: манэки-нэко – национальный талисман счастья в Японии, где и появилась впервые эта статуэтка, изображающая сидящую кошку с поднятой лапой. Словосочетание «манэки-нэко» означает «приглашающая кошка». Ведь именно таким жестом кошка начинает движение, протягивая вам лапку. Что если она подняла левую лапу? Это обещает вам благополучие; ежили, кошка подняла правую лапу, то вам гарантируется высшее счастье. Происхождение статуэтки манэки-нэко не вполне ясно. Достоверно известно, что оно связанно с трагической историей любви, имевшей место в давние времена в Токио, в увеселительном квартале Ёсивара. О-Цуна, владелица чайного дома «Золотой кот», была влюблена в некого Хасиро-Бэя. Красавице нужны были деньги, и её возлюбленный принёс кругленькую сумму, позволяющую поправить дела. Но деньги были украдены. Охваченный муками, что больше не сможет помочь, Хасиро-Бэй бросился в реку Сумида и утонул. О-Цуна, поражённая его поступком, последовала за ним. Высокая репутация «Золотого кота» и разыгравшаяся там сентиментальная драма привлекла туда множество посетителей. Так возникла легенда о том, что золотой кот приносит счастье. Возможно, это была первая манэки-нэко, но более вероятно, что история «приглашающей кошки» связанна с ввозом кошек в Японию из Китая. Произошло ли это в VI веке, или, скорее всего, в 999 г., в правление императора Итидзё?
Много позже, в эпоху сёгунов Токугава, когда Токио ещё именовался Эдо, один бездомный кот появился перед монахами храма, расположенного на западе города. Готокудзи «храм Высшей Добродетели» был очень беден. Тем не менее, буддийские монахи делились своим пропитанием с бродячим котом. И не зря: это был небесный посланец, привлёкший удачу к Готокудзи. Верующие, посещавшие храм, в свою очередь взяли за правило приносить связку сушёной рыбы коту-пилигриму.
С тех пор в Готокузи сохраняется верность духу того, кто принёс процветание храму. В наше время с буддийскими истоками храма сочетается и традиционная религия японского государства – синтоизм, и манэки-нэко устроился в святилище возле статуи Будды. «Приглашающий кот» изображён стоящим, со странническим посохом в лапе и связкой сушёной рыбы на боку, в безупречно белой одежде паломника. Здесь на стенах размещены многочисленные манэки-нэко в других позах. Верующие собираются и молятся перед застеклёнными стеллажами, обращаясь, прежде всего в сторону кладбища, которое примыкает к храму. На стеллажах выстроены в ряд, как на параде, сотни манэки-нэко, окружённые палочками с фимиамом.
Сюда приходят помолиться одновременно и духу умерших кошек, и духу пропавших детей, поскольку манэки-нэко призваны оберегать детей. Существует обычай приносить фигурки с изображением кота, которые пополняют эту когорту, размещённую у входа на кладбище.
С XIX века (а возможно, уже и с XVIII века) в Японии выпускаются разные манэки-нэко, купить которые может каждый. Сегодня их делают из фарфора, папье-маше, пластика или металла. От миниатюрных жетонов до огромных изображений, предназначенных для солидных международных офисов, белые или чёрные, а всего чаще трёхцветные (в образе бобтейла – кошки японской породы с хвостом – помпончиком) манэки-нэко стали мостом, соединившим Японию с другими странами. Как можно отказать в приюте под своей крышей коту, который приносит вам с такой деликатностью удачу и счастье.

кошки в колесницеЧетыре кошки на шабаше.

В средневековой Европе две ночи в году считались столь опасными, что доброму христианину было страшно высунуть нос наружу: ночь с 31 октября на 1 ноября – древний Самхайн, праздник мёртвых у кельтов, который ирландцы потом назвали Хэллоуином. Ну и особенно ночь с 30 апреля на 1 мая, приводившая в трепет всё население германских земель, — Вальпургиева ночь. В самую полночь все демоны и ведьмы собирались на шабаш, где появлялась и колесница богини Фрейи, влекомая упряжкой четырёх великолепных белых кошек.
В скандинавской и германской мифологии Фрейя считалась богиней плодородия.
Её имя близко Фрие, или Фригг, которая была женой Одина и считалась покровительницей супружеской любви, тогда как Фрейя благоволила к свободным связям. Согласно одной из легенд, Фрейя не выдержала долгой разлуки со своим супругом, уплывшим за море в дальние края, и нашла утешение в скандальной связи с героем Оттаром. Этого было достаточно, чтоб создать ей вполне определённую репутацию или, по крайней мере, превратить в богиню, к которой взывали в муках страстной любви, и в богиню плодородия.
Поэтому нет не чего странного в том, что молва сделала Фрейю предводительницей шабаша в Вальпургиеву ночь; не надо удивляться и тому, что компанию ей составляют четыре кошки, служащие воплощением сладострастия и сексуального желания, уместных для сатанинских оргий этой ночью, проклятой христианами. Но как бы то ни было, у северных народов иметь кошку в доме считалось залогом благополучия в ведении домашнего хозяйства…

«100 легендарных кошек».  Читать на стр. 1.назад  вперёд.3..4..5..6..7..8..9..10..11..содержание книги.

Перейти на главную.

Яндекс.Метрика Индекс цитирования. Доски Бесплатных Объявлений - Анекдоты - Доски Продвижения doski-pro.ru

новое видео

нравится страница?

жми кнопку
поделись с друзьями в соцсетях!